Главная » 2018 » Июнь » 7 » Консультация для воспитателей группы компенсирующей направленности.
19:56
Консультация для воспитателей группы компенсирующей направленности.

«Роль воспитателя на музыкальном занятии»

 

         Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется совместно         музыкальным руководителем и воспитателем. Насколько оно будет    успешным, зависит от согласованности в работе музыкального руководителя и воспитателя, от их взаимной заинтересованности в успешном музыкальном воспитании детей. Хорошие взаимо-отношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.

      Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду,  следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса. Очень хорошо, когда дети в свободные часы водят хороводы, поют песни, подбирают мелодии на металлофоне. Направлять процесс музыкального воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, то есть – воспитатель.

     Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении является музыкальные занятия. Музыкальные занятия - это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы. На музыкальных занятиях осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

      Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т. к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений. Но ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель. Как бы ни была высока педагогическая квалификация музыкального руководителя, ни одна из

основных задач музыкального воспитания не может быть разрешена, если оно проводится без участия воспитателя.

Чего хотелось бы избежать на занятиях:

 

  • воспитатель сидит с безучастным видом;

 

  • воспитатель перебивает исполнение детей;

 

  • дают словесные указания наравне с музыкальным руководителем

        (хотя двух центров внимания быть не может);

 

  • нарушает ход занятия (входит и выходит из зала);

 

Активность воспитателя зависит от трех факторов

 

  • от возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми;
  • от раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании;
  • от программного материала: в зависимости новый или старый материал.

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей. Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии. В младшей группе воспитателю отведена главная роль в игре, пляске, песне. В старшей и подготовительной группах детям предоставляется больше самостоятельности. Воспитатель показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания из детского репертуара. Во время музыкальных занятий

воспитатель следит за осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала. Если в плане занятия намечено знакомство с новой песней, спеть ее может воспитатель, если предварительно разучит ее с музыкальным руководителем и если воспитатель обладает хорошими музыкальными данными – голосом, чистой интонацией. Как правило, подобное знакомство с новым произведением вызывает живой эмоциональный отклик у детей.

Умение музыкального руководителя петь, танцевать, играть на инструменте для детей является естественным, тогда как, подобные умения воспитателя вызывают большой интерес и желание подражать. Допускается и такой вариант: первый раз исполняет песню музыкальный руководитель, повторно – воспитатель. Воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Когда музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно. Повторение слов в группе обязательно должно сопровождаться мелодией, т. к. музыкальные акценты не всегда совпадают с текстовыми.

        Если занятие посвящено слушанию музыки, воспитатель может рассказать о содержании музыкальной пьесы, которую будет исполнять музыкальный руководитель, во время исполнения следить за тем как дети воспринимают музыку. Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами. При проведении музыкально-ритмических деятельности с детьми младших групп, воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В старших группах он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал.

         Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться в сюжетно - ролевых творческих играх детей, утренней гимнастике, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности. А так же музыка может включаться в такие виды деятельности как: изобразительная, физкультурная, ознакомление с природой, развитие речи. В свободной деятельности дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, придумывать и исполнять танцевальные движения, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на металлофоне.

     На музыкальном занятии ребёнок постоянно должен видеть заинтересованное эмоциональное выражение лица воспитателя, сопереживающее тот или иной образ, характер, будь то пение, слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах, игра, пляска. Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением, так как воспитатель для него абсолютный авторитет. Таким образом, музыка будет входить в быт ребенка, а музыкальная деятельность будет становиться любимым занятием.

     На музыкальном занятии ребёнок постоянно должен видеть заинтересованное эмоциональное выражение лица воспитателя, сопереживающее тот или иной образ, характер, будь то пение, слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах, игра, пляска. Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением, так как воспитатель для него абсолютный авторитет.

Категория: ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВОСПИТАНИЕ | Просмотров: 16 | Добавил: Casey | Рейтинг: 0.0/0