Главная » 2018 » Июнь » 7 » Здоровьесберегающие технологии.
19:52
Здоровьесберегающие технологии.

Упражнения на развитие правильного речевого дыхания и голоса.


Формирование правильного речевого дыхания, за исключением выработки физиологического (диафрагмального) дыхания, осуществляется в процессе общего речевого развития, параллельно с развитием артикуляции и голоса. Игровые упражнения, используемые для коррекции речевого дыхания, способствуют также развитию голоса, и наоборот, все голосовые упражнения, проводимые логопедом и воспитателем, способствуют постановке правильного речевого дыхания.

При работе с детьми над речевым дыханием, голосовыми модуляциями, силой и громкостью, темпом и тоном голоса следует опираться на образец педагога, используя имитационную способность детей.

Отличие речевого дыхания от обычного жизненного дыхания:

— вне речи вдох осуществляется через нос, а во время речи — через рот;

— вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, а в речи они неравномерны (вдох короткий, но не резкий, а выдох медленный).

Цель дыхательных упражнений — научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.

Работа над речевым дыханием заключается в следующем:

— в выработке длительного ротового выдоха;

— в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора.

Внимание педагога, работающего с ребенком над выработкой правильного речевого дыхания, должно быть сосредоточено на следующих моментах:

— во время дыхания плечи у ребенка должны быть неподвижны;

— грудь не должна сильно подниматься при вдохе и опускаться при выдохе;

— живот при вдохе должен подниматься, а при выдохе — опускаться;

— во время вдоха не втягивать воздух носом, а делать вдох через рот;

— вдох должен быть мягким и коротким, выдох — длительным, спокойным и плавным;

— сделав вдох, сразу же начинать говорить, не задерживая дыхание;

— говорить только на выдохе.

Последовательность работы над формированием речевого дыхания

Первый этап

Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация ритма дыхания и увеличение объема вдоха.

Упражнения на дыхание

1. Исходное положение (и. п.): встать, плечи развернуть; голову держать прямо; одну руку положить на диафрагму, другую — на ребра. Глубокий вдох на счет «раз», задержка дыхания; плавный выдох на счет 1, 2, 3, 4, 5 (считать вслух).

2. И. п., как в упр. 1. Глубокий вдох на счет 1, 2, задержка дыхания на счет 1, 2, 3 плавный выдох на счет 1, 2, 3, 4, 5.

3. И. п., как в упр. 1. Глубокий вдох на счет 1, 2, задержка дыхания на счет «раз», плавный выдох на счет 1, 2, 3, 4 (вслух), затем добрать воздух и продолжить считать до 8—10.

Выработка правильного физиологического (диафрагмального) дыхания.

Левую руку положить на живот, правую — на нижнюю часть груди. Сделать глубокий вдох через нос, произвести свободный, плавный выдох через нос.

Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на 2—3 секунды воздух в легких, затем медленно и плавно выдохнуть через рот.

Игровые упражнения

«Мячик», «Шарик», «Шарик — ямочка».

Второй этап

Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха

Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.

Игровые упражнения

«Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые» (дутье на полоски, листочки и др.). Дутье на подвешенные бумажные игрушки — жуков, бабочек, птичек и др. Катание по столу легких предметов, дутье на вертушки. Надувание мыльных пузырей. Игра на музыкальных инструментах (дудочке, свирели, губной гармошке и др.). Дутье в трубочки (соломинки для коктейля), вставленные в воду. Игра с воздушными шарами («Чей шар поднимется выше?»). Надувание резиновых игрушек, шаров. Катание по столу маленьких машинок («Чья машинка уедет дальше?»). «Погаси свечу», «Футболисты», «Забей мяч в ворота», «Горячий чай».

Третий этап

Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков (проводится одновременно с развитием артикуляции звуков).

Громкое и длительное произнесение изолированных гласных звуков. Сделать короткий вдох на счет «раз» (рот открыт). Задержать воздух на счет «раз» и произвести протяжный, плавный выдох с произнесением одного из гласных звуков [а], [э], [о], [у] или [и].

Длительное и с различным уровнем громкости произнесение сочетаний звуков: аа-ууууу, ааа-иии-ууу, ооо-иии-ааа-ууу.

Произнесение согласных звуков [ф], [х], по мере появления звуков используются согласные [с], [з], [ж], [ш].

Игровые упражнения

«Погреем ручки» (произносится на выдохе звук х-х-х-х-х), «Проколотый мяч» (произносятся звуки шшшш или ссс), «Комары и комарики» (произносится звук зззз), «Большие и маленькие жуки» (произносится звук жжжж), «Насос» (произносится звук сссс). Педагогу следует контролировать длительность и громкость произношения звуков, плавность перехода от одного звука к другому без добора воздуха между ними.

Четвертый этап

Произнесение слогов и звукоподражаний.

Игровые задания и упражнения

«Эхо». Заблудились мы в лесу, закричали мы «Ау!»

«Разговор игрушек». Произнесение слоговых сочетаний: па-по-па-по, пу-бу-пу-бу. «Разговор инопланетян» (вы-ву-вы-ву, ва-фа-вы-фы), «Кто как голос подает». (Кукушка: «Ку-ку, ку-ку». Лошадка: «Иго-го-о-о». Кошка: «Мяууу». Собака: «Гавввв», «Аффффф», Курочка: «Ко-ко-ко-ко». Петух: «Ку-ку-ре-ку».) «Позовем голубей» (гули-гули-гули). Несли тяжелую вещь, поставили на место: «Ух! Ух! Ух!» «Дровосеки».

Пятый этап

Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).

1. Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания и произнесение от 2 до 4 слов на одном выдохе, например, счет (один, два, три, четыре), дни недели (понедельник, вторник, среда, четверг), предметы, относящиеся к определенной родовой группе (шапка, шуба, шорты, куртка).

2. Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания, произнесение чистоговорки из 3—4 слов на выдохе, например «Лола мыла куклу Милу».

3. Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания, произнесение чистоговорки с дополнительным вдохом: «Мама Милу мылом мыла (вдох), Мила мыла не любила».

Развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции. Координация движений с речью. Преодоление нарушений слоговой структуры слов

В подготовительный и первый период работы по постановке звуков вся коррекционная работа по развитию голоса и дыхания строится на гласных и правильно произносимых согласных звуках. С целью преодоления нарушений слоговой структуры слов полезно сочетать произнесение звуковых и слоговых рядов с каким-либо ритмичным движением, например:

— с рисованием ломаных линий и спиралей фломастером или карандашом или с рисованием на столе пальцем таких же линий;

— с раскладыванием палочек;

— с рисованием пальцем узоров в пшенной крупе, насыпанной в мелкую коробку.

Наиболее интересны детям такие игровые задания:

«Певцы» (пенис гласных звуков и слогов ля-ля-ля-ля и одновременное дирижирование рукой);

«Песенки зверят», «Учим Катю петь»;

«Лепим комок» (па-пы-по-пу);

«Катаем снежную бабу» (бу-ба-бы-бо);

«Мастерим домик» (тук-тук-тук, тук-тук-тук);

«Забиваем гвоздики молотком» (та-да-та-да-та-да, ты-ды-ты-ды, то-до-то-до-то-до, так-ток-тук);

«Музыканты», «Дирижеры» (имитация игры на балалайке, гитаре, гармошке, трубе, барабане, тромбоне, трубе и т. д.);

«Радисты», «Телеграфисты» (та-да-та-да, ты-ды-ты-ды, то-до-то-до);

«Боксеры» (тах-тох-тух);

«Жонглеры» (подбрасывать шарики и произносить: «Пип! Пып! Пуп! Пап!»);

«Играем в теннис» (Ба-ба-ба-ба-ба! Бы-бы-бы-бы! Бо-бо-бо-бо-бо! Би-би-би-би-би!);

«Разговор Шмеля с Жуком» (ш-ж-ш-ж-ш-ж-ш-ж);

«Пилим дерево пилой» (за-жа-за-жа-ж-жа, зы-жи-зы-жи-зы-жи).

Полезно произносить слоги в сочетании с движением и со сменой интонации и мимики, выражающих различные эмоции: печаль — радость, возмущение — спокойствие, уверенность — робость, ликование — печаль, измученность — бодрость, спокойствие — рассерженность, пристыженность, подозрительность, осторожность, смущенность и т. д.

Материал преподносится детям в виде разговора, участниками которого могут быть мама и малыш, ребенок и инопланетянин или же одушевленные предметы окружающего мира такие, как Стол и Стул, Ручка и Карандаш, Береза и Воробей и т. д.

Развитие голоса

У детей, имеющих речевой диагноз «дизартрия», наблюдается несформированность,  как фонетической, так и просодической сторон речи. Под просодией следует понимать голосовые характеристики (высота, сила, длительность, тембр) и мелодико-интонационную сторону речи (темп, ритм, паузация).

Задачи по развитию голоса у детей:

— формировать звонкий, сильный голос;

— формировать плавность и слитность произношения;

— развивать мелодико-интонационную сторону речи;

— формировать навык владения голосовыми модуляциями;

— развивать слуховой контроль.

Развитие звуковысотного слуха

Задачи:

— различать звучание музыкальных инструментов;

— уметь определять несоответствие сказанной фразы, чистоговорки или стихотворения по громкости или скорости их произнесения.

Игровые упражнения

«На чем я играла?», «Какой инструмент звучал?»;

«Вьюга и Метелица»; «Комар и комарик»;

«Ауканье» (от лица девочки и папы);

«Узнай по интонации» (Узнай, кто говорит «Ай!» — больной, веселый или сердитый человек);

«Играем на барабанах» (бум-бум-бум — звучит большой барабан, бум-бум-бум — звучит маленький барабанчик);

«Кто позвал?»;

«Шагаем по этажам». Произнесение слоговых сочетаний с повышением и понижением голоса (сопровождается движением руки);

«Узнай по голосу».

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

Увидала комара —

Закричала: «Ква, ква, ква!»


Кто из детей сказал ква?

«Колокола и колокольчики». Произнесение слоговых сочетаний бам-бом-бум, бым-бам-бом в одной тональности с повышением и с понижением голоса;

Произнесение педагогом фразы: «Сегодня идет дождь» («Как я говорила? Громко или тихо, быстро или медленно?»);

«Скажи, как я» («Как ты говорил? Быстро или медленно, громко или тихо?»);

«Радио» («Внимание! Внимание! К нам приехала Снегурочка. Кто сообщил по радио эту новость — Белка, Заяц или Медведь?»).

Работа над силой голоса

Основная задача педагога в работе над силой голоса — сформировать умение правильно пользоваться голосом в зависимости от ситуации: умеренно громко отвечать на занятиях, тихо говорить в спальне, умеренно — в общественном месте и т. д.

Приемы работы:

— произнесение изолированных гласных звуков (шепотом, тихо и громко);

— произнесение согласных звуков с постепенным усилением и ослаблением голоса;

— произнесение слогов, звукоподражаний и звукосочетаний с различной громкостью;

— произнесение слов громко и тихо, договаривая их в процессе чтения специально подобранных стихов, чистоговорок или загадок;

— произнесение коротких фраз с разной силой голоса;

— воспроизведение чистоговорок, поговорок и загадок громко, умеренно и тихо;

— чтение стихов, потешек и считалок с различным уровнем громкости и сменой силы голоса;

— выполнение установки — читать стихотворение громко или тихо;

— повышение и понижение громкости голоса в зависимости от содержания текста сказки или рассказа.

Игровые упражнения

«Горлышко болит». Артикуляция гласных звуков [а], [о]. Произнесение гласных звуков [а], [о] шепотом и тихо. Произнесение гласных звуков [а], [о] тихо и громко (горлышко болело, горлышко вылечили).

«Песня ветра и ветерка», «Гудок». Произнесение звука [у] громко в одной тональности, не меняя силы звучания, затем тихо, с переходом от тихого голоса к громкому без паузы.

«Малыш плачет». Произнесение звука [а] тихо, затем громко, без паузы.

«Баюкаем малыша». Произнесение звука [а] в средней тональности, затем тихо.

«Вьюга». Пришла зима. Налетела вьюга, завыла у-у-у-у, застонали дубы: м-м-м (громко, тяжело), застонали березки: м-м-м-м (мягко, высоко).

Старая, седая,

С ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет

Бабою-ягой.

Воет Вьюга з-з-з-з (с усилением звука и разными оттенками голоса). Стала стихать вьюга с-с-с-с, с-с-с-с, с-с-с-с и затихла.

«Собаки рычат». Большая собака рычит громко: р-р-р-р-р, маленькая — тихо: р-р-р-р-р.

«Кто сказал мяу — кошка или котенок?»

«Угадай, чей это голос — мамы или детеныша».

«Кто в домике живет». Звукоподражания утке и утятам, собаке и щенку, корове и теленку, овце и ягненку, козе и козленку, курице и цыплятам.

«Играем на пианино». Произнесение вслед за педагогом простейших слогов с протягиванием гласного звука в последнем слоге (па-па-па-аааааа, ля-ля-ля-ля ааааааа).

«Птички и птенчики». «Фью-фью-фью», «Чик-чирик», «Динь-динь-динь».

«Песенки птиц». (Звукосочетания соответствуют голосам птиц. Записаны орнитологом В.М. Храбрым.)

Скопа — кай кай кай ...

Осоед — кине-е, кине-е... .

Перепелятник — кик-кик-кик ... .

Канюк — кии-кии ... .

Ржанка — тьюю-тьюю... .

Поручейник — ти-ти-ти ... .

Камнешарка — тюке-тюке, тюке-тюке ... .

Бекас — такс-та-ке-та-ке ... .

Болотная сова, сыч — бу-бу-бу ... .

Ушастая сова — глухое ху-хууу... .

Неясыть — ху-ху-ху, хау-хау-хау ... .

Морская чайка — ха-га-га, кау... .

Озерная чайка — киа-киа, кья-кья, кек-кек ... .

Зеленый дятел — гнусавое киэй, киэй-киэй ... .

Удод — уп-уп-уп ... .

Деревенская ласточка — звонкое тви-вит ... .

Зарянка — резкое тик-тик-тик ... .

Ястребиная сова — ки-ки-ки, уль-уль-уль ... .

Домовой сыч — ку-вить, ку-вить ... .

Белая сова — кра-ау ... .

Ходулочник — яи-яи-яи ... .


«Паровоз и паровозик», (чух-чух-чух-чух)

Произнесение слогов с ударением на последнем слоге. «Забиваем гвоздики» (та-та-та-так, га-га-га-га-гак, да-да-да-дак).

«Играем в теннис». Произнесение слогов ба-ба-ба-ба-баб, бу-бу-бу-бу-буб, бы-бы-бы-бы-быб, би-би-би-би-биб.

Настенные, большие часы тикают громко: Тик-так, тик-так, будильник — умеренно, наручные часы — тихо.

Работа над выделением ударного слога. Выделение голосом ударного слога в слоговом ряду: та-та-та, та-та-та, та-та-та.

Выделение голосом ударного слога в словах: машина, замок, замок и др.

Работа над логическим ударением в предложении. Во дворе много снегу. Во дворе много снегу. Во дворе много снегу.

«Кто тебя позвал — папа-Медведь, мама-Медведица или Мишутка?»

«Позовите Машеньку домой» (голосом мамы, дедушки или бабушки).

«Скажи так, чтобы Медведи отпустили Машеньку домой». Попроси Медведей отпустить Машеньку. Прикажи медведям отпустить Машеньку.

Произнесение фразы «Не садись на пенек, не ешь пирожок» от лица Машеньки с разной силой голоса.

Чтение строк стихотворения: «Дон-дон-дон, загорелся кошкин дом» сначала громко, затем с уменьшением силы голоса.

«Эхо». Чтение стихотворения с заданной силой голоса, с соблюдением нужного темпа и ритма. Прочитать тихо, как будто это читает Зайка. Прочитать громко, как будто это читает Медведь.

Работа над высотой голоса

«Миша дома?» («Дома, дома!», — отвечают папа, мама, дедушка, сестричка или братик).

Чтение чистоговорок, загадок и стихов от имени героев сказок: высоким голосом читают Лиса, Белка, Зайка, низким — Медведь, Волк, Тигр.

«Разговор по телефону Белочки со Слоном». Белочка приглашает Слона приехать на елку. Что ответил ей Слон?

«Угадай, кто читает чистоговорку — Лиса, Заяц или Медведь».

Каким голосом могли бы произнести чистоговорку Медведь, Заяц, Лиса, Белка, Зайчонок, Медвежонок, Лисенок и Бельчонок?

«Командир». Отдай приказ команде корабля: «Поднять паруса!», «Лево руля! Право руля!»

Инсценировка сказок «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Колобок» и др.

«Большие и маленькие ноги». Слова сопровождаются речью: сначала низким голосом, медленно, затем высоким голосом с убыстрением темпа.

Работа над выразительностью голоса

Задачи:

— формировать у детей умение менять высоту и тембр голоса, длительность и силу его звучания;

— учить правильно пользоваться мелодико-интонационными средствами выразительности;

— учить различать на слух и использовать в самостоятельной речи разные виды интонации: просьбу, приказ, вопрос и повествование.

Игровые упражнения

«Разговор киски с хозяйкой». Покажите, как киска просит молочка у своей хозяйки. «Мяу» (жалобно, просящим голосом). Кисонька поела, песенку запела: «Мяу-мяу-мяу» (веселым, радостным голосом).

Произнесение восклицаний «Ай!», «Ой!», «Ах!», «Ох!» (удивленно, сердито, весело и печально).

Произнесение фраз «Зима наступила», «Снег идет», «Дождь идет» с разной интонацией (радостно, удивленно, грустно).

Произнесение фразы «Ах ты, зимушка-зима, все дороги замела» с разной интонацией (укоризненно, сердито, ласково).

Использование вопросительной и утвердительной интонации в предложениях «Мила мыла полы?», «Мила мыла полы».

Вопрос — ответ. Один ребенок придумывает вопрос, а другой — отвечает.

«Покупатель и продавец». Диалог продавца и покупателя.

«Разговор птиц зимой». «Бросьте, пожалуйста, немножко зернышек. Ой, холодно! Ох, голодно! Очень мерзнут лапки».

«Дед Мороз». «Разыграйтесь-ка, метели, гнитесь ниже, сосны, ели! Все, что есть в моем лесу, все засыплю, занесу!»

Дед Мороз проспал в постели,

Встал, сосульками звеня.

Где вы, вьюги и метели?

Что не будите меня?

«Разговор Грибов». «Я — Мухомор красный, гриб опасный!» (Низким грозным голосом.) «Я — Лисичка, рыжая сестричка!» (Высоким, ласковым голосом.) «Я — Сморчок, бородатый старичок! Я — Волнушка, розовое ушко! Я — Гриб белый, ешьте меня смело!» (Громко, с гордостью.)

Произнесение фраз с интонацией, выражающей удивление, огорчение, испуг, радость…

«Диктор радио». Тревожное сообщение: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка!» Радостное сообщение: «Внимание! Внимание! Девочка нашлась! Всех, всех, всех приглашаем покататься на карусели».

Стихотворные диалоги

Передача повествовательной, восклицательной и вопросительной интонации.

Рано-рано выпал снег.

Удивился человек:

— Это снег? Не может быть!

На дворе? Не может быть!

На траве? Не может быть!

В октябре? Не может быть!

Неужели это снег?

Не поверил человек.

Г. Сапгир


 

Категория: ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВОСПИТАНИЕ | Просмотров: 9 | Добавил: Casey | Рейтинг: 0.0/0