Главная » 2018 » Июль » 15 » Консультация для родителей.
21:20
Консультация для родителей.

 «Речевое развитие дошкольников посредством художественной литературы».

 

Книга — это волшебница.

Книга преобразила мир.

В ней память человеческой мысли.

                                                                    (Николай Морозов, ученый)

       Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.              Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь человека, общества и природы, мир человеческих отношений. Она обогащает его эмоции, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

       На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития куль­туры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин и др.).

       Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой  получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным

 

наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».  

       Основная задача воспитателя — привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, что способствует развитию всех сторон речи – лексической (словаря), грамматического строя речи, фонетики (воспитание ЗКР).

      Поэтому, в работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе.

      Тяга к книге появляется у детей, как правило,  в раннем детстве. Почему это происходит? Может быть,  интерес к книге возникает потому, что она дает возможность действовать и пальчикам, и глазкам, и язычку, доставляет удовольствие и при рассматривании, и при перелистывании, и при слушании.

     Знакомство ребенка с книгой в младшей группе начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песенок, закличек, прибауток, приговорок, перевертышей. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Народ — непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например: «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, кто его переколпакует, тому полколпака гороху». А доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок — эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

   

        Развитие речи предполагает большой объем словаря, понимание и уме­стное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств. Развитие речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребле­ние: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последова­тельности.  Развитию лексической стороны речи  помогает слушание  сказок, рассказов, стихов.         Детей привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

       У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги. Начиная с младшей группы детей, подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая»), назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живет?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот материал и научиться повторять его с разными интонациями. Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна. Причинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому надо учить детей четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создавать условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь.

 

      Чтение литературных произведений раскрывает перед  детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве.

       В формировании грамматического строя речи особое значение отводится владению запасом грамматических средств, развитию способности чувствовать структурное и семантическое место формы слова в предложении и в целом высказывании. Важным моментом является умение использовать разнообразные грамматические средства (соотнесенность синтаксиса с темой высказывания, уместное употребление предлогов и др.). Синтаксический строй считается основой речевого высказывания. В этом смысле разнообразие синтаксических конструкций делает речь ребенка выразительной.

      Чтение художественной   литературы помогает овладеть запасом грамматических средств, дает образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.  

       Таким образом, чтобы работа по развитию речи осуществлялась грамотно,  очень важно при ознакомлении дошкольников с художественной литературой использовать  разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми:  выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.

        В своей практической работе с детьми широко использую театрализованную деятельность, которая  помогает развивать все стороны

 

речи через инсценировку  произведений художественной литературы  - потешек, сказок, коротких стихов (А.Барто).  

     1.В  группе  создан центр «Театральный Речецветик», который представлен:

мини-музеем «Любимые герои сказок», куда дети и родители с большим интересом и удовольствием собирали игрушки, которые являются героями любимых сказок.

Игротекой «В гостях у сказки» содержит набор игрушек для этюдов по потешкам и стихам, дидактические игры «Кто лишний», «Из какой сказки», «Что изменилось?», пальчиковые игры, игры-ситуации «Поможем Зайке», «Жили гуси у бабуси», «В магазине игрушек»

Фонотекой с набором дисков  со сказками и потешками для прослушивания.

 «Уголком сказки», (уголок уединения), где ребёнок имеет возможность уединиться и поиграть в любимую сказку, использовав атрибуты театрального центра

 «Уголком ряженья», содержащим маски, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, театральные атрибуты для разыгрывания сценок

 «Уголком «Театральные игрушки» (набор кукол, ширмы для кукольного театра, разнообразные  виды театра (би-ба-бо, теневой, настольный кукольный, конусный, деревянный, настольный театр мягкой игрушки, вязаный театр, пальчиковый, театр картинок (фланелеграф)

  2.Использую такую форму работы с родителями, как  обобщение опыта семейного воспитания «Моя театральная семья» в форме Портфолио;

  3. Гордостью совместного творчества родителей и детей явилась «Книга сказок», где представлено семейное словотворчество сказок о животных.

 

 4.Также речевая зона в группе представлена групповой детской библиотекой, выставками портретов детских писателей, подборкой пословиц и поговорок о книге и чтении. Регулярно оформляются тематические выставки по жанрам литературы, авторские (Произведения А. С. Пушкина, К. И. Чуковский, Г. Х. Андерсен и другие, выставки книг лучших детских художников-иллюстраторов (В. Сутеева, Ю.Васнецова и других);

     5.Далее  помимо хрестоматий детской литературы имеются сборники стихов, фольклорные и авторские сказки, рассказы детских писателей.

     6.Периодически в группе открывается «Книжкина больница»

     7.Короткие художественные произведения для непродолжительного чтения подбираю на месяц,  в контексте тематических недель, руководствуясь при этом событиями, происходящими в окружающем мире (сезоны, праздники, памятные даты),  тематикой намеченной в познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности и, конечно, направленностью интересов детей группы.

      8.Убеждаю родителей в пользе чтения детских книг, что чтение предпочтительнее для развития ребенка, чем постоянный просмотр видеофильмов, пусть даже на содержательном литературном материале.

      9.Предлагаю родителям рекомендательный список литературы для ознакомления при выборе произведений для семейного чтения.

       Таким образом,  книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет  думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.  Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.

       Ребенок - неутомимый исследователь языка, он остро и свежо ощущает литературное слово и вместе с ним искры чувства,  мерцающие в текстах

Категория: ЛОГОПЕДИЯ | Просмотров: 10 | Добавил: Casey | Рейтинг: 0.0/0