Главная » 2018 » Июнь » 7 » Консультация для родителей.
20:08
Консультация для родителей.

Если ребенок не говорит?

          С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.

Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи.

Довольно часто к логопеду обращаются родители с жалобами на задержку речевого развития ребенка на данный возрастной период. Какую же работу нужно проводить с этими детьми? Как же им помочь? Для преодоления задержки речевого развития, работа должна проводиться в комплексе. В последнее время ученые доказали, что развитие мелкой мускулатуры пальчиков, имеет исключительное значение для формирования речи. В Институте нейрохирургии записывали биотоки мозга у детей и обнаружили: если ребенок производит ритмичные движения пальцами правой руки, то в левом полушарии у него возникает усиление согласованных электрических колебаний, именно в левой лобной области, где находится двигательная речевая зона и центр Брока, а также в височной области, где расположен центр Вернике, т. е. сенсорная речевая зона. Связь функции кисти руки и речи оказались настолько тесной, что тренировку пальцев рук считают мощным физиологическим стимулом развития речи. Очень важно общение ребенка с людьми и окружающим миром, где ребенок получает поведенческий материал для подражания. Речь является не врожденной способностью ребенка, приобретенной. Поэтому надо, чтобы речь окружающих была образцом для подражания. В общении с ребенком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять усеченные слова. Ребенок должен видеть и слышать вашу мимику, артикуляции. И подражать вам.

Развитие речи у ребенка 3 лет

Результаты научных исследований показали, что мозг трехлетнего малыша в два раза активнее, чем у студента университета. В этом возрасте мозг впитывает информацию легко и непринужденно. Ни какой другой стадии развития он не справляется так легко и быстро с таким количеством информации. Необходимо помнить, что дети подвижны и непоседливы, а всю информацию они значительно легче воспринимают в процессе игры. К трем годам дети уже играют друг с другом, разговаривают, меняются любимыми игрушками, они различают цвета, любят лепить, рисовать, танцевать и петь. За прошедшие три года жизни ребенок успел накопить значительный объем знаний и представлений об окружающем его мире, приобрел некоторую самостоятельность и имеет определенный практический опыт действия с различными предметами. К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, ваш, наш), наречия (тут, там, здесь), появляются числительные (один, два). Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост). Но само по себе увеличение словарного запаса не имело бы большого значения, если бы он параллельно не овладевал умением сочетать слова в предложении по законам грамматики! Постепенно совершенствуется грамматическая правильность речи. На вопросы взрослых ребенок отвечает развернутыми фразами, состоящими из 3—4 и более слов. Понятнее становится речь в целом, отчетливее произнесение слов и звуков. В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку, он интересуется значениями слов («Кто жирафа назвал жирафом, волка—волком, лисицу—лисицей?»), пытается создавать новые слова, рифмует их (карам, барам, тарам, сарам, у рам; курок, урок, сурок, арок). И хотя достижения ребенка в усвоении родного языка значительны, тем не менее речь его еще далека от совершенства. Так, трехлетние дети еще не всегда могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки. Нередки и грамматические ошибки, такие как неточное употребление предлогов и падежных окончаний (полетим на космос), неправильное образование некоторых грамматических форм, например множественного числа существительных (много карандашов). Не всегда верно ребенок употребляет слова (у меня ручки засохли, надо свет потушать). Звуковое несовершенство речи объясняется возрастными и физиологическими особенностями.

 

А для этого, прежде всего, надо знать нормы развития речи в том или ином возрасте

. Речь ребенка в 3 года: словарь примерно 800-1000 слов; практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов; правильно применяет приставочные глаголы — приехал, уехал, выехал и прочее; начинает понимать и употреблять слова-обобщения (теперь не тарелка и ложка, а посуда, а так же одежда, игрушки и пр.); осваиваются названия частей предметов (чайник — донышко, носик, крышка; а раньше любая из этих деталей были просто чайником); появляются синонимы (веселый, радостный); появляется словотворчество — ребенок пытается сам образовывать нужные ему слова. (кататься на карусели=каруселиться, лопаткой копаем, значит она — копатка); замечает неправильное произношение в речи других детей, даже если сам эти звуки произносит неправильно.

 Речь ребенка в 4 года: правильно произносит звуки Ш, Ж, Ч, Щ; пересказывает хорошо знакомую сказку, соответствующую возрасту (Курочка ряба, Теремок, Репка); замечает неправильное произношение звуков в собственной речи. Ниже предлагается ТЕСТ, который поможет определить родителям малыша 3-4 лет, всё ли у него в порядке со слушанием, восприятием и речью.

 Тест - оцените развитие речи ребёнка 3-4 лет

1. Пользуется ли он предложениями, состоящими из трех-четырех слов?    Да Нет

 2. Рассказывает ли ребенок о том, что делал в детском саду?        Нет Да

 3. Включает ли он радио или телевизор с бОльшей громкостью, чем другие члены семьи? Да Нет

4. Способен ли ребенок услышать мяукание кошки в соседней комнате? Нет Да

 5. Произносит ли он правильно большинство звуков? Да Нет

 6. Пересказывает ли то, что ему читают? Да Нет

7. Отвечает ли на вопросы: "кто?", "что?", "где?", "почему?" Нет Да

8. Понимают ли речь ребенка посторонние? Нет Да

Источник:
http://logoportal.ru/rech-rebenka-v-3-4-goda-test-dlya-roditeley/.html

Произносительная сторона речи

 

В течение третьего года жизни ребенка его звукопроизношение улучшается. Некоторые дети к концу года начинают произносить все звуки чисто, у большинства могут отсутствовать шипящие Ш, Ж, Щ, Ч, которые заменяются свистящими и звуком Тˊ, а также звуки Л, Р, Рˊ. Группа этих сонорных заменяется или звуком Лˊ, или Й, или опускается совсем.

 

Нормой для детей двух с половиной лет будет дифференцированное произнесение твердых и мягких звуков, Т, Д, Н, К, Г, Х, В, Ф, С, З, то есть слова «тапки» и «Тяжелый», к примеру, будут произносится по-разному, с твердым в первом слове и мягким во втором слове звукам соответственно.

 

Если же ребенок к трем годам не имеет в речи твердых звуков Т, Д, Н, С, З, можно говорить о некоторой задержке в развитии его звукопроизношения.

 

Надо сказать, что количество правильно произносимых ребенком звуков стоит в тесной связи с запасом активно используемых слов. Дети с большим запасом слов больше упражняются в произнесении звуков, у них совершенствуется артикуляционный аппарат, развивается фонематический слух, и в результате таких тренировок звуки приходят в норму.

Особенностью звукопроизношения в данный период является большое количество смешений. Звуки, появляющиеся вместо заменителей, не сразу и не во всех словах занимают свое место. Усвоение отдельных звуков длится месяц, других – более двух месяцев, и в течение этого времени звук то появляется в слове, то опять уступает место старому заменителю. При этом внимание к слову, старательное выговаривание может даже помешать, тогда как спонтанное произнесение бывает чистым. Примерные сроки полной автоматизации отдельных звуков следующие:

 

Звуки

Сроки автоматизации

 

Т

20 дней

Л'

1 месяц

Н

1 месяц и 8 дней

В

2 месяца и 24 дня

Л

2 месяца и 1 день

С

1месяц и 22 дня

З

1 месяц и 24 дня

Р

2 месяца и 11 дней

Ш

1 месяц и 18 дней

Ж

2 месяца и 7 дней

Щ

15 дней

Ч

2 месяца и 4 дня

Ц

2 месяца и 4 дня

ИТОГИ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

 

1. Самым важным отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в речи трехлетнего.

 

2. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все новые части речи.

 

3. Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова-обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.

 

4. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. Отсутствуют шипящие и сонорные. Твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.

 

5. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженностью.

 

6. Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Свободного пересказа своими словами еще не дает.

 

7. Понимает несложные сюжетные картинки.

 

Категория: ЛОГОПЕДИЯ | Просмотров: 18 | Добавил: Casey | Рейтинг: 0.0/0